Современная упаковка из полимеров
В течение последних двадцати лет многие из нас уже и забыли, что когда-то продукты в магазинах заворачивали только в толстую темную бумагу или фасовали в полиэтиленовые пакеты. А "упаковка" в газетную бумагу нашла отражение не только в романе "Золотой теленок", но и во многих современных произведениях литературы, эстрадных номерах и фильмах.
Еще в не таких уж далеких восьмидесятых сахар и крупы несли с рынка в полотняных мешочках, а то и вовсе в наволочках, за молоком ходили с бидоном, за сметаной - со стеклянными банками. Что и говорить, такие упаковочные материалы, как стекло, бумага, ткань, металл, многие десятилетия служили верой и правдой на всех упаковочных фронтах. Но технический прогресс и здесь наложил свой отпечаток и ввел в обиход такие материалы, которые совсем недавно показались бы научно-фантастической выдумкой.
В девяностых годах прошлого века упаковочная промышленность начала развиваться ускоренными темпами. Рыночная экономика, требующая высокой конкурентоспособности от товаров, не могла не повлиять на внешний вид предлагаемой потребителям продукции. В России стало доступно оборудование многих мировых производителей, появились торговые сети, крупные супермаркеты, а значит, и огромное количество самых разных видов тары для любых продуктов и изделий.
А для чего вообще нужна упаковка, кроме того, чтобы представлять товар потребителю? Естественно, для сохранения качества содержимого, защиты его от деформации. Хорошая упаковка облегчает транспортировку и складирование, информирует о весе, составе, сроках хранения продукта.
Поэтому в качестве упаковочных материалов наиболее востребованы те, которые максимально отвечают перечисленным выше требованиям. Упаковочный материал для пищевых продуктов должен быть гарантировано свободен от каких-либо канцерогенов, мутагенов или аллергенов. Упаковка не должна менять качества и свойств содержащейся в ней пищи или напитка. Немаловажное значение имеет и то, насколько легко поддается утилизации использованная тара.
Мы, как покупатели, в основном имеем дело с потребительской мягкой упаковкой из пленочных полимерных материалов: однослойных, двухслойных, многослойных, комбинированных. Мы привычно манипулируем всевозможными пакетами и емкостями из пластика, выбирая продукты на полках супермаркетов. Так же привычно складываем все покупки после оплаты в фирменный пластиковый пакет торговой сети или более прочную сумку. При их производстве используется метод экструзии.
Если присмотреться к упаковке, то можно заметить, что швы подобных пакетов и емкостей склеены или сварены, иногда их укрепляют скобками или зажимами, а пакеты-грипперы снабжаются многоразовой застежкой. Часто используются термоусадочная, сокращающаяся и стрейч-пленка.
Некоторые виды продуктов упаковывают в комбинированную тару (молоко, соки, алкоголь). Полимерные пленки при этом сочетаются с бумагой, картоном или фольгой. Если перед вами небольшой продукт, уложенный на цветную подложку и покрытый прозрачной пленкой, то это блистерная упаковка. А если товар очень плотно обтянут тонкой прозрачной пленкой, то это скин-упаковка. Здесь проводилось нагревание, в результате которого термоусадочная пленка словно превратилась во "вторую кожу" продукции.
Полимеры - превосходный материал и для производства жесткой тары. Мы повсеместно встречаем пластиковые банки, коробки, стаканчики. Для выработки этих изделий используют методы термо- и механоформования, литья под давлением, экструзии с раздувом, прессования. Эта упаковка теперь применяется там, где раньше использовали жестяную тару. Полимеры, в отличие от металлов, гораздо легче и не подвержены коррозии.
Промышленным способом теперь выпускаются продукты, готовые к разогреву в СВЧ-печах. Замороженные мясные полуфабрикаты без дополнительных манипуляций можно сразу ставить в микроволновку, не перекладывая в другую посуду. Упаковка обеспечивает равномерное распределение тепла и сама не поддается воздействию высоких температур. Материал для такого рода упаковки - это полиэтилентерефталат, полиамиды, поликарбонаты, СЭВОН, EVAL, ПП.
Все пищевые продукты в настоящее время делят на "дышащие" (овощи, фрукты, сычужные сыры, свежее мясо) и "недышащие" (готовые мясные изделия, молочные продукты, соусы, крупы). Значит, одна упаковка должна позволять продуктам, находящимся внутри иметь свободный доступ кислорода и обеспечить удаление углекислого газа, а другая, наоборот, обеспечивать вакуум. Для гарантированного "дыхания" используют материалы с повышенной газопроницаемостью, а для "недыхания" - откачивают кислород и герметизируют.
Теперь для упаковки продуктов используют и антисептические, и бактерицидные, и съедобные покрытия. Промышленность выпускает саморазлагающиеся и полезные (обогащенные витаминами) пленки. Чтобы подавить жизнедеятельность опасных бактерий, продукты перед упаковкой обрабатывают озоном, ультрафиолетом или гамма-излучением, а тара позволяет долгое время сохранять полученные свойства.
Не так давно в США на основе биотехнологий изобретена так называемая "полезная упаковка". Этот жидкий оберточный материал предназначается для овощей и фруктов, он похож на традиционную полиэтиленовую обертку, снимать которую не обязательно. Благодаря входящим в состав такой упаковки хитозану и ферменту лизоциму, материал становится не просто съедобным, но полезным - полимер обогащен биологически активными пищевыми добавками.
В целом же вся та масса упаковочных материалов, которыми мы сегодня так широко пользуемся, создана на базе нефти. Именно ее мономеры после прохождения процессов синтеза становятся полимерами и дают нам гранулы для всех создаваемых пленок и листового материала.
Важно помнить, что каждая упаковка, как и продукт, заключенный внутри нее, имеет свой срок годности, рассчитана на определенный способ герметизации и создание конкретного вида тары. Когда требуемые условия нарушаются, токсичные вещества, входящие в состав полимеров, могут проникать в состав продуктов. |